«Школа медиации» для обучающихся как главное направление школьной службы примирения
Школа – это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности, таких как учебная деятельность, процесс воспитания, управление школьным коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения и пр. В ходе этого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций. Особенно трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Практика школьной жизни, деструктивного взаимодействия в семье зачастую не способствуют социализации подростков в плане освоения ими навыков эффективного общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивного взаимодействия с людьми, необходимого для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками, учителями, родителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными, что приводит к таким явлениям как «дети-изгои», подростковые «стрелки», выяснение отношений между родителями конфликтующих детей.
Найти приемлемый способ разрешения школьных конфликтов и восстановить утраченные отношения помогает Школьная служба примирения с привлечением детей, так как подростки чаще всего, доверяют своему сверстнику и служат для него примером.
В нашей школе в 2015 году был разработан проект деятельности школьной службы примирения.
Школьная служба примирения (ШСП) – это команда взрослых и подростков, которая стремится:
· разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
· дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
· снизить уровень агрессивности в школьном сообществе;
· способствовать развитию коммуникативных навыков подростков.
Цель тренинга – практико-ориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. В ходе тренинга учащиеся будут учиться основам медиации.
Задачи тренинга:
· сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
· создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;
· способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у учащихся, необходимых для работы медиатора;
Ожидаемые результаты:
· сформированные представления учащихся о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;
· умение учащихся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора;
· через участие в тренингах учащиеся смогут спланировать первые шаги по организации службы примирения в школе.
Методы работы на тренинге
Основной метод тренинга – создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр. Тренинг основан на поиске решений и нахождении знаний самими участниками (практически отсутствуют лекции и основное внимание уделяется работе в малых группах). В процессе тренинга отрабатывается роль медиатора. На основе предложенных куратором сюжетов в малых группах проигрывается и демонстрируется для других детей работа медиатора со сторонами конфликта и происходит анализ работы медиаторов.
Принципы проведения занятий:
- добровольность;
- активность;
- партнерское взаимодействие;
- конфиденциальность.
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Наша служба примирения предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.