Зачем нужен психолог и кто он такой?
Миф 1. Психолог – тот, кто работает с психами. Психолог и психиатр — одно и то же.
Правда: Врач-психиатр — это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки). Психолог — специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).
Миф 2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы.
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.
Миф 3. Если ты обратился к школьному психологу — об этом станет известно всей школе.
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога — КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю, администрации школы предоставляются материалы в обобщённом виде.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
- Трудности в учёбе.
- Взаимоотношения в классе.
- Взаимоотношения с родителями.
- Выбор жизненного пути (будущей профессии).
- Самоуправление и саморазвитие.
Чем может помочь Вам школьный психолог?
- Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
- Ответить на Ваши вопросы.
- Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
- Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
- Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.
Цель психологической службы:
Психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
Направления работы:
- Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
- Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
- Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
- Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
- Методическая работа
Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).